




БАХАИ КЫРГЫЗСТАНА





История Веры Бахаи в Кыргызстане
История Веры Бахаи в Кыргызстане тесно связана с развитием этого учения в странах постсоветского пространства.
Первая в мире организованная община бахаи за пределами Ирана появилась на территории Российской империи, в Ашхабаде, в начале 1880-х годов. Там же, в 1913–1918 годах, был построен первый в мире храм бахаи.
Интерес к новой религии проявляли востоковеды, дипломаты и писатели России XIX – начала XX века, включая Льва Николаевича Толстого, который впервые услышал о Вере Бахаи в 1884 году. Позже он писал:
"Мир занят поисками выхода, но ключ к решению всех проблем на земле находится в руках
персидского узника — Бахауллы"
В Кыргызстане Вера Бахаи начала распространяться после распада Советского Союза. Община бахаи Кыргызстана официально зарегистрирована при Министерстве юстиции Кыргызской Республики в 1992 году.
Чингиз Айтматов также проявлял симпатию к Вере Бахаи, подтвердив:
«Цель человечества – единение».
Этому посвящена книга «Встреча с одним бахаи», где описывается беседа Айтматова с бахаи Фейзоллой Намдаром.
Ранний этап развития Веры Бахаи в регионе
История Веры Бахаи в Кыргызстане восходит к концу XIX – началу XX века. Территория современных государств Центральной Азии входила в состав Восточного Туркестана, где в 1882 году, спасаясь от гонений, обосновались первые переселенцы из Персии.
К 1913 году общины бахаи существовали в Ашхабаде, Андижане, Ташкенте, Самарканде и других городах Туркестана. Ашхабад вскоре стал центром научной мысли бахаи в регионе. Там выпускался журнал «Хуршид-и-Хавр» («Солнце Востока»), а в Ташкенте издавалась газета «Ать-Ислох» («Преобразование»).
В 1918 году в Ашхабаде был возведен первый в мире Дом Поклонения бахаи.
После революции 1917 года Туркестан был поделен на автономные среднеазиатские республики. В 1938–1939 и 1945–1953 годах бахаи подверглись массовым ссылкам. Семьи из Азербайджана, Туркмении и Узбекистана были депортированы в Петропавловск, Иртышск, Павлодар, Чилик и другие города Казахстана.
Сохранение веры в годы репрессий
Несмотря на жесткие ограничения в Советском Союзе, бахаи продолжали соблюдать свои религиозные традиции: собирались для чтения молитв, отмечали праздники, воспитывали детей в духе своих учений. Лишенные возможности свободно исповедовать свою веру, они нашли смысл в труде, воспринимая работу на благо страны как форму богослужения.
В 1954 году бахаи, ранее сосланные, получили право передвижения и возможность вернуться в Среднюю Азию и Закавказье.
Вера Бахаи в Кыргызстане после распада СССР
С принятием закона «О свободе вероисповедания» в августе 1990 года началось возрождение административной системы бахаи в республиках СССР.
В последующие годы идеи бахаи распространялись через публикации в прессе, радио- и телепередачи, что позволило людям в разных городах страны познакомиться с учением Бахауллы. Во многих областных центрах появились общины бахаи и были образованы Местные Духовные Собрания. В том числе и в городе Бишкек.
В 1992 году в Кыргызстане прошли выборы Национального Духовного Собрания бахаи, которое в том же году получило государственную регистрацию.
Сегодня, в Кыргызстане официально зарегистрированы три религиозных объединения бахаи.
Вклад бахаи в развитие Кыргызстана
С момента официального признания, бахаи активно участвуют в общественной жизни страны, способствуя ее благополучию. Они реализуют проекты, сочетающие духовные, социальные и воспитательные аспекты. Как и их предшественники в советские годы, члены общин бахаи трудятся вместе со своими соседями, чтобы вносить вклад в прогресс и процветание Кыргызстана.
«Труд во имя процветания общества — это форма служения».
Бахаи верят, что через честный труд, служение ближним и стремление к единению они могут способствовать созданию лучшего мира.
